Поиск:
04:17, 29 марта 2020, воскресенье
Версия для слабовидящих
Музей "Шурави"

История Великой Отечественной войны в человеческом измерении

Пленарное заседание прошло в здании Правительства Свердловской области. Конференцию открыл Министр образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Биктуганов. Юрий Иванович подчеркнул, что в год, объявленный Президентом РФ Годом памяти и славы, особенно важно вести работу по сохранению живой исторической памяти и делать эту работу частью образовательного процесса.

Заместитель Губернатора Свердловской области по вопросам территориального развития Олег Чемезов объявил, что руководстве Свердловской области подало ходатайство о присвоении Екатеринбургу, Нижнему Тагилу и Каменску-Уральскому звания «Город трудовой доблести». Это станет признанием огромных заслуг Свердловской области и ее трудового вклада в Победу.

Участников конференции приветствовал и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, полковник юстиции Алексей Невгад. Подвиг специальных служб и правоохранительных органов по защите Отечества, по его словам, не будет забыт, и память о нем должна стать достоянием следующих поколений. Обсуждению этих вопросов посвящена отдельная секция конференции.

Не допустить переписывания истории, отстоять правду о Великой Отечественной войне призвал Юрий Судаков, председатель Свердловской областной общественной организации ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров.

С первым пленарным докладом на тему «Патриотическое воспитание студентов вуза: проектный подход» выступила ректор УрГПУ Светлана Минюрова. Как быть гражданином и патриотом — тема, актуальная на все времена, но каждая эпоха находит новые средства, приемы и подходы для того, чтобы осуществлять передачу этих вечных ценностей и идеалов от поколения к поколению. Сегодня молодежью востребован проектный подход. Общественно значимая идея обсуждается самими студентами и реализуется ими оффлайн и онлайн (использование Интернета позволяет расширить географию проекта и гибко управлять временем, например, проводить вебинары в удобное время для участников из разных часовых поясов).

Светлана Алигарьевна подробно рассказала о трех проектах, которые осуществляются в УрГПУ: «Живая история», «Польша и Россия: диалог поколений» и «Российская и германская молодежь в диалоге: история и память».

Генерал-полковник Александр Федоров, заместитель Председателя Следственного комитета РФ, представил доклад «Подвиг бойцов следственных органов по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны». Александр Вячеславович развенчал стереотипы об их роли как органов карательных и репрессивных, рассказал о том, чем в действительности занималась военная контрразведка, сколько настоящих шпионов и диверсантов, а также уголовных банд было обезврежено силами следственных органов, привел примеры известных людей, чья военная служба проходила именно в этих структурах: так, в СМЕРШ служил Федор Абрамов, впоследствии один из самых лиричных русских писателей-«деревенщиков».

Изабелла Огоновская, советник Министра образования и молодежной политики Свердловской области, кандидат исторических наук, прочитала доклад на тему «Великая Отечественная война в памяти и в сердце: что, как и почему сохранять в историческом сознании поколений?» Основная мысль, которую постаралась донести до аудитории Изабелла Станиславовна, заключалась в том, что память о войне даже в юбилейный год (и тем более в юбилейный год!) не должна превращаться в череду скучных и казенных мероприятий «для отчета», потому что такие мероприятия не вызывают у молодежи ничего, кроме отторжения:

— Все акции должны носить человеческий, знанческий характер, должны иметь педагогический смысл.

Изабелла Станиславовна с большим сожалением отметила, что, согласно результатам опросов, только 20% учителей готовы воспитывать в учениках патриотизм и гражданственность. Остальные 80% ответили отрицательно не потому, что не хотят, а потому что не могут, не умеют, не представляют, как это нужно делать, чтобы эта информация дошла до молодежи и была воспринята. И это действительно большая проблема, потому что поколение учителей зачастую само воспитывалось на советских учебниках, написанных слишком пафосным стилем и в слишком академичной манере. Меньше схем, меньше пафоса, больше живых человеческих слов — это шанс достучаться до молодых людей, которые тоже хотят гордиться своей страной и знать ее историю.

Изабелла Огоновская привела пронзительный человеческий документ, отвечающий на вопрос: «зачем помнить?» — письмо студента, ушедшего добровольцем на фронт. Память нужна для того, чтобы твердо знать: эти люди рисковали своей жизнью и погибали не напрасно, они верили в то, что их не забудут, они делали это ради будущих поколений, понимая, что сами, скорее всего, с этими поколениями не встретятся. Память — это единственная благодарность, которой мы по-настоящему можем им ответить.

Доктор исторических наук Владимир Земцов, заведующий кафедрой всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин УрГПУ, выступил с докладом «Вторая мировая война: „уроки истории“ начала XXI века». Владимир Николаевич рассказал о том, как развивался в XXI процесс коммеморации Второй мировой войны, как ситуация менялась от одной юбилейной даты к другой под воздействием политики, и какие тенденции мы сейчас наблюдаем. Владимир Николаевич рассказал о том, что в нарративе о войне сегодня происходят изменения: фокус смещается с солдат на жертв войны, на потери среди мирного населения. Одновременно государства как бы монополизируют память о войне и с ее помощью конструируют идеализированную модель прошлого, не давая никаких правдоподобных моделей будущего, в профессиональное историописание вторгается политика, и это мешает отделить правду от мифа.

Екатерина Сибирцева, начальник департамента образования Свердловской области, представила доклад «Подвиг учителя в тылу и на войне». Война возложила на педагога огромное количество дополнительных обязанностей: не только давать знания, но и заботиться о детях, во многом заменять им родителей, которые воевали или трудились на заводах. На основании документальных свидетельств о судьбах десятков учителей Свердловской области, которые сражались на фронте или оставались организовывать образование и воспитание детей в тылу, Екатерина Александровна сделала вывод, что учитель в годы войны был больше чем учителем. Учитель в годы войны стал социальным работником, психологом, агитатором и пропагандистом, мастером и организатором трудового обучения. Но те, кто был детьми в военные годы, помнят сегодня своих любимых учителей не за то, что они были хорошими предметниками, а за то, что они были близкими людьми, способными обогреть и поддержать.

Доктор исторических наук Андрей Сперанский, заведующий Центром политической и социокультурной истории Института истории и археологии УрО РАН, рассказал об истории внешней разведки России как фактора государственной безопасности. Основателем внешней разведки, по его мнению, должен считаться князь Олег, захвативший власть в Киеве в 882 году: летопись сообщает нам о том, как Олег собрал разведданные о ситуации в Киеве, применил дезинформацию, чтобы сбить с толку Аскольда и Дира, использовал группу захвата и совершил государственный переворот. Далее Андрей Владимирович увлекательно и подробно изложил долгую и непростую историю внешней разведки, осветил ее роль в войнах, которые вела Россия (отдельно остановившись на войне с Наполеоном) и, конечно, роль разведчиков во Второй мировой войне, а также судьбу разведки в период сталинских репрессий.

Сильное впечатление на участников и гостей конференции произвел доклад «Великая Отечественная война в исторической памяти России», с которым выступил главный специалист — куратор Российского военно-исторического общества Константин Пахалюк. Говоря о памяти о войне, Константин Александрович коснулся очень серьезного противоречия между тем, что люди отвечают в социологических опросах на вопросы, сформулированные «общо» и «глобально», и что они говорят, когда их спрашивают о фактологии. Огромный процент населения заявляет, что российская история — самый большой повод для национальной гордости, а Великая Отечественная война — главное событие в истории России. С другой стороны, 60% взрослых опрошенных не могут правильно ответить на вопрос, когда началась Великая Отечественная война. Но и знание некоего набора фактов тоже еще не является знанием о войне, если нет понимания, что стоит за этими фактами.

Междисциплинарная программа «Исследование памяти» дает свой ответ на вопрос, почему в последние годы возникает «бум памяти», люди больше начинают интересоваться историей, открываются музеи, появляются научно-популярные книги, фильмы и т.д. Все это происходит на фоне кризиса модерна, кризиса национальных историографий, сформировавшихся в XIX веке, и линеарного восприятия времени как прошлого, настоящего и будущего. В эпоху модерна акцент делается на будущем, все мысли устремлены в него. Но в конце XX века происходит нечто новое: образ будущего исчезает. Появляется ощущение, что люди живут в «вечном настоящем». И в кризисе будущего люди обращаются к прошлому и переосмысливают его. В России общеевропейский философский кризис будущего совпал с кризисом государственности как таковой. Мучительный поиск ценностей «вывел» на патриотизм, а поскольку патриотизм, в свою очередь, опирается на лояльность государству, было найдено то, чем все могут гордиться — общая история, общее прошлое. И здесь тоже свои проблемы. Об истории как главной ценности говорят и в России, и на Западе. Но у западных политиков всегда есть схема, последовательность: начиная говорить о прошлом, они выводят из этого прошлого общечеловеческие ценности права, свободы, гуманизма, демократии, и заканчивают именно на этой ноте. В России это звено выпадает, и повисает вопрос. Обращение к прошлому — ради чего? Гордиться предками — а что дальше?

Константин Пахалюк подчеркнул, что процесс коммеморации Великой Отечественной войны должен отойти от превращения войны и великой Победы в часть нашего государственного имиджа. Кроме того, много вопросов вызывает принятая в наше время парадигма войны как идеи служения человека государству. Для того, чтобы история войны стала по-настоящему живой и горячей, чтобы молодежь смогла вместить ее в себя и осознать, этот подход должен быть другим. И, говоря со школьниками и студентами о войне, необходимо перенести акценты на личную ответственность и личный выбор.

— Давайте задумаемся о том, какие ценности мы хотим воспитать. Когда нам показывают фильмы, где есть безумный и бездумный героизм, я сомневаюсь, что сегодняшний школьник из этого для своей жизни может сегодня что-то вынести. А что же он может вынести из этой истории? Наверное, к истории сегодня нужно отнестись не как к набору фактов для некой единственно правильной интерпретации («если человек знает эту интерпретацию, то он патриот»). Для меня главное здесь вот что. Самая большая беда сегодняшней России — в том, что мы очень атомизированы. Люди не умеют брать ответственность за то, что они делают. Обращение к прошлому — это прежде всего вопрос о том, как люди в тяжелых ситуациях решали вопрос о собственной ответственности. И если школьник научится думать, задавать вопросы, размышлять о том, что двигало людьми, когда они выбирали коллаборационизм или сопротивление, понимать логику поведения людей и задавать вопрос: «А как бы я поступил в той или иной ситуации?» — вот тогда мы воспитаем ответственного гражданина. Если же мы заслонимся от него красивыми словами о подвигах, то молодое поколение умеет это очень хорошо фильтровать.

Пленарное заседание получилось не просто очень интересным: оно получилось концептуальным и очень полезным присутствующим на нем педагогам. Установка на превращение памяти о войне в часть образовательного процесса, о которой говорил Юрий Биктуганов, в течение трех часов пленарного заседания наполнилась фактами и интерпретациями и превратилась в конкретное руководство к действию.

Источник - Сайт Уральского государственного педагогического университета

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева

Главные новости города

© 2002 - 2020 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2020 Официальный портал г.Екатеринбурга
Яндекс.Метрика